Возвращение в Древнюю Русь: Литургия старым обрядом в Успенском соборе Кремля

Служба в честь 100-летия съезда единоверцев – старообрядцев, входящих в Русскую Православную Церковь, – прошла в главном храме страны с большим духовным подъемом и торжественностью. Как она совершалась и в чем отличия старого чина архиерейской Литургии от нового?

Богослужение возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, который уже много лет служит по древнерусскому обряду в единоверческих приходах. Ему сослужил епископ Гомельский и Жлобинский Стефан и единоверческие священники Московской, Санкт-Петербургской, Нижегородской и Екатеринбургской епархий.

Для тех, кто интересуется древнерусской богослужебной традицией, да и просто любит красоту службы, Литургия архиерейским дониконовским чином, да еще и в Успенском соборе, да еще и в день памяти святителя Макария, при котором систематизировалось русское богослужение, настоящий праздников праздник.

В послании Святейшего Патриарха Кирилла, зачитанном после богослужения, подчеркнуто: различия в обрядах не мешают единству. "Нынешнее богослужение в этом соборе глубоко символично, – говорится в послании. – Именно святитель Макарий послужил когда-то делу собирания сведений о русских святых, оставив нам высокий пример жизни во Христе, по образу подвижников древней Руси. Пусть и дальше усиливается наше церковное единство, пребывая в том многообразии, которое способно укреплять православную веру и Церковь, а вместе с ними и общее национально-историческое достояние".

Рассеянности на службе не чувствуешь. Напротив, отмечаешь нюансы.

То оказывается, что "Призри с небесе, Боже" произносится не на Трисвятом, а намного позже, во время Евхаристического канона. То замечаешь, что дикирий и трикирий согнуты так, что их концы соприкасаются. Вспоминаешь, что так служили и обычных православных храмах в Москве, пока в начале 2000-х не распространилась греческая мода на связанные посредине свечи.

То видишь, что у священники подпоясаны поясами с металлическими бляхами.

Вот помянули на заупокойной ектении митрополита Платона (Левшина), который выступил с идеей единоверия, митрополита Антония (Храповицкого), возглавлявшего исторический съезд (тогда он был еще архиепископом Волынским), митрополита Никодима (Ротова), ратовавшего за снятие "клятв" (проклятий) со старых обрядов, что и произошло на Поместном соборе 1971 года.

Перед Чашей митрополит Ювеналий произносит не только "Вечери Твоея тайныя", а все молитвы, положенные в конце Последования ко святому Причащению...

О хоре, певшем за богослужением, рассказал секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством при ОВЦС МП иерей Иоанн Миролюбов, участвовавший в служении Литургии. «В Успенском соборе поет хор храма Архангела Михаила села Михайловская Слобода, – поясняет священник. – Он усилен певчими из других храмов. Мы практикуем два способа пения, наонное и наречное. Сначала мы думали, что будут петь два клироса по разному, но потом решили, что будем читать в том стиле, в котором привыкла петь и читать Михайловская община. В других храмах может быть более быстрое чтение и иной стиль пения, но Успенский собор – не место для экспериментов".

В наонном пении полугласные, редуцированные звуки (еры) церковнославянского языка, обозначающиеся буквами ъ и ь, распеваются как звуки о и е. Наречное пение более понятное, похожее на обычную речь, без произношения редуцированных.

Народу на службе много - собор заполнен, причем не только единоверцами, но и старообрядцами. Многие одеты в косоворотки, некоторые в озямы (специальные халаты, которые надевают члены общины во время богослужения).

Некогда академик Александр Панченко написал об "эмиграции в Древнюю Русь" - интересу к древнерусскому искусству, старине как реакции на неприятие советской действительности в частности и современного унифицированного общества вообще. Действительно, единоверчество сегодня привлекает привлекает как часть консервативной интеллигенции, так и богемы.

Про единоверцев неверно было бы говорить как о неких внутренних эмигрантах или эстетах, затворившихся если не в башне из слоновой кости, то в тереме с узорчатой резьбой. Единоверчество – это и строгое следование традициям, а потому внимание к себе и аскетизм, и внутренняя логика обрядов, и глубокий символизм.

Во время службы понимаешь, что они вполне современны, естественны, они просто следуют традиции. Это чувствуется и когда перекидываешься парой слов со стоящими рядом. И в том, что обычное явление – лестовка надета на руку, которая сжимает смартфон...

Со смартфонами и фотоаппаратами прошло немало людей, потому что им, конечно же, хотелось увековечить это особое событие. Атмосфера праздничная, в помине нет какой-то суровости и отстраненности, которую подозревают в старообрядцах. Люди молились с большой сосредоточенностью, едиными усты и единым сердцем. При этом не было и намека на недоброжелательность к тем, кто рядом крестился тремя перстами.

В предыдущий раз богослужение по старому чину в Успенском соборе Кремля проходило двенадцать лет назад, осенью 2000 года. Но есть важное отличие: это была не Божественная Литургия, а молебен. Он был совершен в память о 200-летии указа императора Павла I об учреждении единоверия. Покойный патриарх Алексий II выступал за то, чтобы древние церковные обряды сохранялись и изучались, называл их «частью общего духовно-исторического наследия, которое следует хранить как сугубую драгоценность в литургической сокровищнице Церкви». За той памятной службой в Кремле молились несколько иерархов Русской Церкви, среди них митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, ныне Святейший Патриарх.

В последнее время единоверческие богослужения в кафедральных соборах становятся регулярными. Примерно раз в год проходят молебны в Храме Христа Спасителя. В ноябре 2012 года, по благословению митрополита Ярославского и Ростовского Пантелеимона, совершались богослужения древним чином в Успенском кафедральном соборе Ярославля и в Воскресенском соборе Тутаева. В Ярославле учащиеся местной духовной семинарии практически в полном составе причащались за Литургией Святых Христовых Таин, а в Тутаеве службу возглавил епископ Рыбинский и Угличский Вениамин.

Первый Всероссийский съезд православных старообрядцев (единоверцев) проходил в Санкт-Петербурге с 22 по 30 января 1912 г.. На нем председательствовал архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий). Съезд пересмотрел правила единоверия, обсудил вопросы богослужения в единоверческих церквах, затронул темы, касавшиеся организации единоверческих общин и общего управления единоверием в России. Также речь шла о клятвах московских Соборов XVII в. на старообрядцев. Обсуждалась проблема привлечения в лоно Православной Церкви на основе единоверия старообрядцев-беглопоповцев и представителей других согласий. 31 января 1912 г. делегация депутатов съезда была принята императором Николаем II. На этой встрече митрополитом Антонием был поднят вопрос об официальном наименовании единоверцев «православными старообрядцами». К началу ХХ в. на территории России действовало около 600 единоверческих приходов и несколько монастырей.

На съезде единоверцев архиепископ Антоний (Храповицкий) говорил: «Пусть в единой Церкви Христовой любители старых чинов и старых книг составят единое Братство православных старообрядцев... Все тогда слилось бы в одном общем прославлении Господа по старой Иосифовой книге, и собранные от конец земли русские старообрядцы воздвигли бы в сердце России новый Успенский собор, во всем подобный древнему, но вдвое выше его и обширнее». Служба в честь столетия съезда проходила в старом Успенском – с большим подъемом и торжественностью.

Арсений ЗАГУЛЯЕВ, фото: Кирилл МИЛОВИДОВ

Нескучный сад / епархия-уфа.рф