В помощь постящемуся (К Великой Четыредесятнице 2013)

Православное христианское богослужение наполнено словами Божественного Откровения. Об этом Откровении апостол говорит так: "Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим" (2Фесс.2:15).  "Послания" - это, собственно, Библия, а "слова" - это изъяснение Библии для конкретных слушателей понятным им языком - комментарии святых отцов. О соотношении текстов православного богослужения и Библии, Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере 1723 г., говорит так:  «Когда мы поем  утешительные  песни, Триодь и Минеи… поем тоже, что в Писании, только другими словами»[1]. Об  этом же пишет и прп. Иустин (Попович): «Православное богослужение есть Святое Евангелие и Святое Предание, вложенное в слова молитв, воспетое в чудесных и животворящих стихирах, тропарях, кондаках, канонах, стихах, песнях, воздыханиях, воплях и слезах»[2].

В течение Великого Поста, по традиции, заложенной с самым началом христианства, особое внимание верующих обращается на период ожидания пришествия в мир его Спасителя: практически ежедневно читаются отрывки из Священного Писания Ветхого Завета. Церковь Христова будет будить от греховной зимы своих чад, напоминая им о греховном состоянии рода людского в предновозаветное время, приводя на память пророчества о грядущем Спасителе.

Уникальный труд комментирования именно тех отрывков из Ветхого Завета, которые читаются Великим Постом, предпринял в конце XIX века еп. Виссарион (Нечаев) (+1905). В библиотеке нашего сайта имеется электронная копия этого труда, которую редакция и предлагает Вашему благочестивому вниманию. Для скачивания нужно перейти на эту страницу.

Константин Новиков




[1] Цит. по: Долоцкий В.И., [проф.] О важности богослужебных книг в догматическом отношении //Христианское чтение. – СПб., 1851. – Ч. 2. –  С. 45.

[2]  Иустин (Попович), преп. Православная Церковь и экуменизм. –  М.: Изд.-во Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1997. – С. 87.