О детской вере. В Уфе прошел круглый стол преподавателей Воскресных школ
13.03.13
О детской вере. В Уфе прошел круглый стол преподавателей Воскресных школ
13.03.13

8 марта состоялся  круглый стол «Проблемы преподавания церковных дисциплин: храмоведение, Ветхий и Новый Завет, Литургия».

Обращаясь к преподавателям, руководитель Отдела по работе с воскресными школами иерей Михаил Визгалов сказал, что вопросы, которые будут обсуждаться, конечно, больше касаются школ, которые только начали свою работу, как, например, нагаевская Воскресная школа, которой всего два года. Однако, в ходе обсуждения много интересного, я думаю, услышали все: с чего начать разговор о вере с самыми маленькими? Как сделать так, чтобы дети ходили не только на занятия воскресной школы, но и на службу в храм? Как часто детям причащаться? Как готовиться, если они из неверующих семей – а такие случаи, когда дети сами приходят в воскресную школу, есть, при этом родители абсолютно далеки от веры? Что такое детский пост? Как молиться детям?

Конечно, задачей воскресной школы является не только обучение ребёнка Закону Божьему, но и формирование православной картины мира, то есть мировоззрения, по самым важным бытийным вопросам. Задача эта очень сложная. Как помочь маленькому человеку войти в Церковь Христову, а не просто рассказать о прародителях, пророках, чудесах? Безусловно, здесь следует параллельно постигать азы веры и посильно участвовать в богослужениях. Большинство сошлись во мнении, что очень помочь этому могли бы регулярные детские Литургии. Для нашей епархии это не новость. В 90-ые годы такие Литургии каждое воскресенье на протяжении нескольких лет совершались в Уфимско-Богородском храме – дети сами пели на клиросе, алтарничали, следили за порядком и, конечно, причащались на службе! Теперь эта традиция возрождается в Покровском храме Уфы, где церковное пение все желающие дети могут изучать под руководством певчей Е. Г. Пейко, там совершилось уже несколько детских Литургий. Отец Михаил предложил педагогам подумать о создании сводного детского хора, ведь все песнопения службы выучить не так просто! Можно было бы каждой группе разучивать что-то одно, а на службе петь всем по очереди.

Что ещё может помочь ребёнку полюбить храм? Конечно, личный пример окружающих его взрослых и в первую очередь родителей, поэтому работать с ними просто необходимо – давать задания, которые можно было бы выполнять вместе с ребёнком, всячески приветствовать и поощрять присутствие родителей на уроках, если они невоцерковлённые! Если всё же ничего не выходит, начать можно с того, что организовать общешкольное посещение Воскресных богослужений, также как и совместную подготовку к Исповеди и Причастию в посты и в дни школьных каникул. Родителям в этом случае надо обязательно объяснить лично, что ребёнок готовится к Причастию, и попросить не предлагать ему определённую пищу.

Детям же нужно объяснить, что такое пост и молитва. Для самых маленьких пост – это меньше играть, меньше смотреть телевизор, отказаться от сладкого, ведь мясо и молоко большинство детей и так не любят (хотя, конечно, за день до Причастия следует есть постную пищу). Следует объяснить, что надо помириться со всеми своими обидчиками и самому никого не обижать. А молитва? Если ребёнок еще не умеет читать,  самые основные молитвы – «Отче наш», «Символ веры», «Богородице Дево, радуйся!», «Достойно есть», псалом 50 — он может повторять за взрослыми, заучивая их.  По мере взросления количество молитв можно увеличить.

Руководитель Отдела религиозного образования и катехизации протоиерей Роман Хабибуллин обратил внимание на то, что надо включать в ход уроков обсуждение апологетических вопросов, ведь о вере постоянно спрашивают люди неверующие. И главное, что ребёнок должен вынести из уроков воскресной школы, – это представление о Боге, о том, что в христианстве воплотились все обетования Божии. Если этого нет, тогда ребенок просто проходил историю еврейского народа. Также отец Роман подчеркнул, что в своём стремлении рассказать как можно подробнее о ходе богослужения надо не перестараться, чтобы у детей осталось ощущение тайны, живое трепетное чувство, благоговение. Иначе мы получим холодных всезнаек, а не христиан!

Разговор зашёл и о предстоящей аттестации преподавателей, которая пройдёт по благословению митрополита Уфимского и Стерлитамакского Никона. «Главной целью аттестации является повышение уровня преподавания в школах, — пояснил отец Роман. – Конечно, никаких карательных мер не будет. Будут рекомендации пройти обучение на епархиальных богословских курсах тем, кому это необходимо. Вопрос об оплате обучения приходом мы постараемся решить с Владыкой!»

В заключении отец Михаил дал информацию о вышедших 3 документах, касающихся деятельности воскресных школ. Это «Положение о деятельности воскресных школ РПЦ», «Устав воскресных школ РПЦ» и «Стандарты обучения воскресных школ РПЦ». Документы будут разосланы во все воскресные школы епархии.

Ю. Кустикова

8 марта состоялся  круглый стол «Проблемы преподавания церковных дисциплин: храмоведение, Ветхий и Новый Завет, Литургия».
Обращаясь к преподавателям, руководитель Отдела по работе с воскресными школами иерей Михаил Визгалов сказал, что вопросы, которые будут обсуждаться, конечно, больше касаются школ, которые только начали свою работу, как, например, нагаевская Воскресная школа, которой всего два года. Однако, в ходе обсуждения много интересного, я думаю, услышали все: с чего начать разговор о вере с самыми маленькими? Как сделать так, чтобы дети ходили не только на занятия воскресной школы, но и на службу в храм? Как часто детям причащаться? Как готовиться, если они из неверующих семей – а такие случаи, когда дети сами приходят в воскресную школу, есть, при этом родители абсолютно далеки от веры? Что такое детский пост? Как молиться детям?
Конечно, задачей воскресной школы является не только обучение ребёнка Закону Божьему, но и формирование православной картины мира, то есть мировоззрения, по самым важным бытийным вопросам. Задача эта очень сложная. Как помочь маленькому человеку войти в Церковь Христову, а не просто рассказать о прародителях, пророках, чудесах? Безусловно, здесь следует параллельно постигать азы веры и посильно участвовать в богослужениях. Большинство сошлись во мнении, что очень помочь этому могли бы регулярные детские Литургии. Для нашей епархии это не новость. В 90-ые годы такие Литургии каждое воскресенье на протяжении нескольких лет совершались в Уфимско-Богородском храме – дети сами пели на клиросе, алтарничали, следили за порядком и, конечно, причащались на службе! Теперь эта традиция возрождается в Покровском храме Уфы, где церковное пение все желающие дети могут изучать под руководством певчей Е. Г. Пейко, там совершилось уже несколько детских Литургий. Отец Михаил предложил педагогам подумать о создании сводного детского хора, ведь все песнопения службы выучить не так просто! Можно было бы каждой группе разучивать что-то одно, а на службе петь всем по очереди.
Что ещё может помочь ребёнку полюбить храм? Конечно, личный пример окружающих его взрослых и в первую очередь родителей, поэтому работать с ними просто необходимо – давать задания, которые можно было бы выполнять вместе с ребёнком, всячески приветствовать и поощрять присутствие родителей на уроках, если они невоцерковлённые! Если всё же ничего не выходит, начать можно с того, что организовать общешкольное посещение Воскресных богослужений, также как и совместную подготовку к Исповеди и Причастию в посты и в дни школьных каникул. Родителям в этом случае надо обязательно объяснить лично, что ребёнок готовится к Причастию, и попросить не предлагать ему определённую пищу.
Детям же нужно объяснить, что такое пост и молитва. Для самых маленьких пост – это меньше играть, меньше смотреть телевизор, отказаться от сладкого, ведь мясо и молоко большинство детей и так не любят (хотя, конечно, за день до Причастия следует есть постную пищу). Следует объяснить, что надо помириться со всеми своими обидчиками и самому никого не обижать. А молитва? Если ребёнок еще не умеет читать,  самые основные молитвы – «Отче наш», «Символ веры», «Богородице Дево, радуйся!», «Достойно есть», псалом 50 — он может повторять за взрослыми, заучивая их.  По мере взросления количество молитв можно увеличить.
Руководитель Отдела религиозного образования и катехизации протоиерей Роман Хабибуллин обратил внимание на то, что надо включать в ход уроков обсуждение апологетических вопросов, ведь о вере постоянно спрашивают люди неверующие. И главное, что ребёнок должен вынести из уроков воскресной школы, – это представление о Боге, о том, что в христианстве воплотились все обетования Божии. Если этого нет, тогда ребенок просто проходил историю еврейского народа. Также отец Роман подчеркнул, что в своём стремлении рассказать как можно подробнее о ходе богослужения надо не перестараться, чтобы у детей осталось ощущение тайны, живое трепетное чувство, благоговение. Иначе мы получим холодных всезнаек, а не христиан!
Разговор зашёл и о предстоящей аттестации преподавателей, которая пройдёт по благословению митрополита Уфимского и Стерлитамакского Никона. «Главной целью аттестации является повышение уровня преподавания в школах, — пояснил отец Роман. – Конечно, никаких карательных мер не будет. Будут рекомендации пройти обучение на епархиальных богословских курсах тем, кому это необходимо. Вопрос об оплате обучения приходом мы постараемся решить с Владыкой!»
В заключении отец Михаил дал информацию о вышедших 3 документах, касающихся деятельности воскресных школ. Это «Положение о деятельности воскресных школ РПЦ», «Устав воскресных школ РПЦ» и «Стандарты обучения воскресных школ РПЦ». Документы будут разосланы во все воскресные школы епархии.
Ю. Кустикова8 марта состоялся  круглый стол «Проблемы преподавания церковных дисциплин: храмоведение, Ветхий и Новый Завет, Литургия».
Обращаясь к преподавателям, руководитель Отдела по работе с воскресными школами иерей Михаил Визгалов сказал, что вопросы, которые будут обсуждаться, конечно, больше касаются школ, которые только начали свою работу, как, например, нагаевская Воскресная школа, которой всего два года. Однако, в ходе обсуждения много интересного, я думаю, услышали все: с чего начать разговор о вере с самыми маленькими? Как сделать так, чтобы дети ходили не только на занятия воскресной школы, но и на службу в храм? Как часто детям причащаться? Как готовиться, если они из неверующих семей – а такие случаи, когда дети сами приходят в воскресную школу, есть, при этом родители абсолютно далеки от веры? Что такое детский пост? Как молиться детям?
Конечно, задачей воскресной школы является не только обучение ребёнка Закону Божьему, но и формирование православной картины мира, то есть мировоззрения, по самым важным бытийным вопросам. Задача эта очень сложная. Как помочь маленькому человеку войти в Церковь Христову, а не просто рассказать о прародителях, пророках, чудесах? Безусловно, здесь следует параллельно постигать азы веры и посильно участвовать в богослужениях. Большинство сошлись во мнении, что очень помочь этому могли бы регулярные детские Литургии. Для нашей епархии это не новость. В 90-ые годы такие Литургии каждое воскресенье на протяжении нескольких лет совершались в Уфимско-Богородском храме – дети сами пели на клиросе, алтарничали, следили за порядком и, конечно, причащались на службе! Теперь эта традиция возрождается в Покровском храме Уфы, где церковное пение все желающие дети могут изучать под руководством певчей Е. Г. Пейко, там совершилось уже несколько детских Литургий. Отец Михаил предложил педагогам подумать о создании сводного детского хора, ведь все песнопения службы выучить не так просто! Можно было бы каждой группе разучивать что-то одно, а на службе петь всем по очереди.
Что ещё может помочь ребёнку полюбить храм? Конечно, личный пример окружающих его взрослых и в первую очередь родителей, поэтому работать с ними просто необходимо – давать задания, которые можно было бы выполнять вместе с ребёнком, всячески приветствовать и поощрять присутствие родителей на уроках, если они невоцерковлённые! Если всё же ничего не выходит, начать можно с того, что организовать общешкольное посещение Воскресных богослужений, также как и совместную подготовку к Исповеди и Причастию в посты и в дни школьных каникул. Родителям в этом случае надо обязательно объяснить лично, что ребёнок готовится к Причастию, и попросить не предлагать ему определённую пищу.
Детям же нужно объяснить, что такое пост и молитва. Для самых маленьких пост – это меньше играть, меньше смотреть телевизор, отказаться от сладкого, ведь мясо и молоко большинство детей и так не любят (хотя, конечно, за день до Причастия следует есть постную пищу). Следует объяснить, что надо помириться со всеми своими обидчиками и самому никого не обижать. А молитва? Если ребёнок еще не умеет читать,  самые основные молитвы – «Отче наш», «Символ веры», «Богородице Дево, радуйся!», «Достойно есть», псалом 50 — он может повторять за взрослыми, заучивая их.  По мере взросления количество молитв можно увеличить.
Руководитель Отдела религиозного образования и катехизации протоиерей Роман Хабибуллин обратил внимание на то, что надо включать в ход уроков обсуждение апологетических вопросов, ведь о вере постоянно спрашивают люди неверующие. И главное, что ребёнок должен вынести из уроков воскресной школы, – это представление о Боге, о том, что в христианстве воплотились все обетования Божии. Если этого нет, тогда ребенок просто проходил историю еврейского народа. Также отец Роман подчеркнул, что в своём стремлении рассказать как можно подробнее о ходе богослужения надо не перестараться, чтобы у детей осталось ощущение тайны, живое трепетное чувство, благоговение. Иначе мы получим холодных всезнаек, а не христиан!
Разговор зашёл и о предстоящей аттестации преподавателей, которая пройдёт по благословению митрополита Уфимского и Стерлитамакского Никона. «Главной целью аттестации является повышение уровня преподавания в школах, — пояснил отец Роман. – Конечно, никаких карательных мер не будет. Будут рекомендации пройти обучение на епархиальных богословских курсах тем, кому это необходимо. Вопрос об оплате обучения приходом мы постараемся решить с Владыкой!»
В заключении отец Михаил дал информацию о вышедших 3 документах, касающихся деятельности воскресных школ. Это «Положение о деятельности воскресных школ РПЦ», «Устав воскресных школ РПЦ» и «Стандарты обучения воскресных школ РПЦ». Документы будут разосланы во все воскресные школы епархии.
Ю. Кустикова

Поделиться
(с) Уфимская епархия РПЦ (МП).

При перепечатке и цитировании материалов активная ссылка обязательна

450077, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Коммунистическая, 50/2
Телефон: (347) 273-61-05, факс: (347) 273-61-09
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.