Круглый стол о роли религии

19 мая 2006 года партией «Патриоты России» был организован круглый стол, посвященный роли религии в решении актуальных проблем современного российского общества.

«Пути, формы и методы религиозного, нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения. Семья. Школа. Армия», - так звучала заявленная для обсуждения тема.

На встречу были приглашены также главы традиционных религиозных конфессий республики, общественные и государственные деятели, молодежные организации, журналисты, военные, преподаватели школ и вузов.

За последний месяц это была далеко не первая подобная встреча. Наше общество столкнулось с целым рядом глобальных проблем, влияющих не только на его развитие, но и угрожающих самому его существованию. Наркомания, алкоголизм, проституция, национальная нетерпимость и экстремизм, демографические проблемы – вот неполный их перечень… И все они имеют общий корень – бездуховность и нравственная деградация людей. Чем может помочь религиозное воспитание, и в какой форме его можно было бы осуществить?

Высокопреосвященнейший архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон в своем слове к собравшимся изложил точку зрения Православной Церкви на этот вопрос. Владыка подчеркнул, что хотя законодательно религиозные организации отделены от государства, религию не отделить от своего народа. Нормы морали РПЦ не противоречат нормам других традиционных религий – иудаизма, ислама, буддизма. Именно эти 4 религии являются основополагающими в мировом понимании нравственной и религиозной жизни.

Владыка также напомнил слова Святейшего Патриарха о том, что православие не стремится стать государственной религией, как это было до революции, не только разрушившей старый мир, но и приведшей к утрате стержня духовности человека, испокон веков воспитывавшегося на нравственности, которую несла его религия. Сегодня все позволено. Но, как сказал апостол Павел, все мне позволено, но не все мне полезно. Человек живет, пока он совершенствуется.

«На днях по ЦТ показали передачу о жизни казачества и ислама в Ингушетии, - продолжал Владыка, - там также высказывалась мысль о том, что жить надо в мире, уважая законы, обычаи и религии друг друга, и это говорили аксакалы, прошедшие Великую Отечественную войну, убеленные сединами. Владыка Ставропольский Феофан вместе с президентом Ингушетии Муратом Зязиковым встречались со Святейшим Патриархом Алексием, обсуждали жизнь людей на Кавказе. И хотя Ставропольская епархия большей частью располагается на территории мусульманских республик, жизнь и православных, и иудеев, и проживающих там буддистов идет в полном объеме, чего нельзя сказать о нашей республике, к сожалению.

У нас практически отсутствует информация о деятельности религиозных организаций. Нас не приглашают на государственные мероприятия, кроме Дня конституции и инаугурации президента. А ведь у нас накопился богатый опыт взаимодействия с различными светскими структурами, с вооруженными силами и формированиями МВД, пенитенциарными органами, опыт преподавания Основ православия, опыт работы с нарко- и алкоголезависимыми. Однако из-за негативного отношения властей республики мы не можем в полной мере осуществить свои задачи по воспитанию подрастающего поколения и по несению той своей функции, которую апостол Павел выразил словами: священник только тот, кто с плачущими плачет, а с радующимися радуется.

Нерешенных проблем в нашем обществе и в республике множество, и без участия традиционных религий их решить невозможно». Владыка Никон подчеркнул важность разграничения понятий духовности и культуры, которые зачастую ошибочно отождествляются средствами массовой информации и государственными чиновниками, не желающими вникнуть в суть религиозных воззрений: «Культура – светское понятие, а духовность в людях испокон веков воспитывало духовенство».

Владыка отметил, что традиционным религиям чужд национализм, ведь базис трех конфессий один и тот же: человек создан по образу и подобию Божию, и осквернять этот образ значит глубоко согрешать против Бога.

«Мы не занимаемся прозелитизмом (обращением в свою веру), - заявил Владыка Никон, - есть русские мусульмане, есть крещеные башкиры и татары, в основном это встречается в семейных отношениях, поэтому это не та острая проблема, которая должна нас так волновать, как она «волнует» Всемирный Курултай башкир. Кто создает это национальное напряжение в республике, нужно разобраться. Все представители традиционных конфессий стараются учить и воспитывать своих прихожан в духе толерантности и к верующим, и к неверующим. Повторим слова Спасителя: У Бога нет ни эллина, ни иудея. А есть душа».

«Вторая сторона вопроса, – продолжил Владыка, - введение в школах в нашей республике преподавания основ православия для православных, основ ислама для мусульман, основ иудаизма для иудеев. Речь вовсе не идет о введении только основ православной культуры. Я говорил об этом на Курултае 15 мая, но, к сожалению, там ко мне не прислушались. По 40 минут там читали националистические доклады, выискивая в нашей общей истории факты, как обрусивали башкир. Мы уже не одно столетие живем одной семьей и надо искать точки соприкосновения, а не то, что нас разъединяло.

Что предполагает введение основ религий в школе? Преподавание с разрешения родителей и с согласия детей. Чему будут учить ребенка в школе священник, мулла, раввин? Как учит Бог, что такое хорошо и что такое плохо. В России только 17 регионов воздержались или относятся отрицательно к введению Основ православной культуры в школе. В других же губернаторы ввели этот предмет своим распоряжением. Более чем 10-летний опыт преподавания говорит о том, что никто не обижен. Хотя в европейской части России проживает много татар и башкир. Например, в Ульяновской области 98 православных приходов и 120 мечетей – там проживает 23% мусульман, и нет никаких столкновений. Почему у нас это должно привести к национально-религиозным столкновениям? Сегодня дети в школе спокойно каждый в своем классе изучают татарский, чувашский, башкирский языки. И это не приводит ни к каким столкновениям. Вообще, эта проблема надуманная, а мы попросту упускаем время. За 20 лет с перестройки мы уже потеряли не одно поколение молодежи.

Что касается армии, то мы вместе с Талгатом-хазратом, Нурмухаметом-хазратом два раза в году участвуем в призывных кампаниях, говорим напутственные слова, благословляем защищать семью, а значит и Родину. Что здесь плохого? Нужно вводить институт военных капелланов, как это было до революции. Тогда в войска приглашались пропорционально и православные, и магометанские священнослужители. Суть военного духовенства – оказание нравственной, психологической помощи военнослужащим, а не обращение в свою религию. Церковь может помочь поправить те перекосы в армии, о которых мы все сегодня так много слышим».

С тем фактом, что молодежь нуждается в духовном воспитании, согласились все – и депутаты, и представители национальных центров, и юристы… Только духовность каждый понимает по-своему. Один считает, что высшим ее проявлением является то, как плакала Роднина под гимн СССР, другой – что это любовь к телеканалу «Культура».

Представитель Совета по делам религий РБ Фаттахов А. М. высказался вполне определенно, что верующие родители в нашей республике имеют возможность водить своих детей в воскресные школы, в медресе, у иудейской общины есть даже свой детский сад и школа. Преподавать же подобные предметы в общеобразовательной школе не позволяет, во-первых, отсутствие нормативно-правовой базы, во-вторых, отсутствие кадров, т. е. людей, имеющих и светское педагогическое, и соответствующее духовное образование (правда, тут же и уточнил, что большей частью это проблема для ЦДУМ РБ), и, наконец, сетка часов, утвержденная на федеральном уровне (с другой стороны, в школьный курс в нашей республике введено изучение башкирского языка и культуры, почему же так категорически дело обстоит с основами вышеупомянутых религий).

Да, верующие в нашей республике могут ходить в церкви, в воскресные школы, в мечети, в медресе… Но о них ли речь? Их дети и так понимают, что нельзя пить, курить и выражаться непотребно не только потому, что это вредно для здоровья или тебя могут наказать. Речь идет как раз о тех детях, родители которых не поведут их в храм или мечеть, а искренне считают, что воспитает их чад школа, как в старые добрые времена. Некоторые из участников круглого стола полагают, что на начальном этапе достаточно бы было ввести курс религиоведения. Но введение религиоведения не изменит ситуацию, так информационной нагрузки школьников можно только посочувствовать. РПЦ же постоянно говорит не о просвещении школьников, а об их духовном обогащении.

Как совершенно справедливо заметил доктор юридических наук, профессор Самигуллин Г. К., православный компонент пронизывает наше общество, начиная с русского языка, на котором мы все говорим, и вводить основы православия и основы ислама надо обязательно. Но нужно и живое полезное дело: «Сидя в теплых кабинетах, поднять народ нельзя».

Все присутствующие на встрече признали необходимость обсуждения и решения данного вопроса, однако представители власти остались при своем дипломатично-негативном мнении. Долго придется ждать от них живого дела!

Кустикова Ю.А