«Армия – это школа для мужчины…» — свящ. Георгий Внуков
07.03.16
«Армия – это школа для мужчины…» — свящ. Георгий Внуков
07.03.16

В это время года из-за погодных условий Валаам наиболее удален от мира. Транспорт по Ладожскому озеру почти не ходит. Может раз в неделю, да и то не каждую. Монастырь пребывает в зимнем умиротворении и тишине. В отличие от многолюдства летнего периода редко кто из незнакомых людей появится на территории монастыря. Но вот новый гость, да еще и священник – иерей Георгий Внуков приехал и в паломничество, и по делам – определяет своего сына для прохождения срочной службы в валаамскую воинскую часть.

Священник храма Георгия Победоносца в Уфе отец Георгий Внуков растит пятерых детей, окормляет паству и терпеливо исповедует, надолго задерживаясь после службы, до последнего страждущего. А всего пять лет назад он и помышлять об этом не мог. Четверть века – всю сознательную жизнь, — отработал Юрий в горняцкой шахте в далеком северном Норильске. Вышел на пенсию и… пришёл к Православию.

– Моя бабушка, Царство ей Небесное, была верующим человеком. Я помню, придешь к ней в детстве (жили мы на Кубани, в станице) — в красном углу всегда лампадка горит, иконы стоят. Бабушка молилась истово. Посты держала. А я тогда был пионером. Все время с ней спорил, что Бога нет. Бабуля не вступала в споры. Она прозорливо обещала: «придет время, и ты узнаешь, что Он есть».

В родительском доме к вере тогда не особо стремились. Отец говорил, что в детском возрасте ходил в храм, причащался, знал наизусть «Отче наш», но потом забыл. Мать моя долго говорила мне, что я крещенный. А когда мне исполнилось 33 года, вдруг призналась: «Пришли мы тогда на крещение в храм, а он закрыт. Мы обошли его вокруг, — считай, что покрестили». Получается, что по-настоящему я крестился со старшей дочерью вместе. Ей тогда было год — полтора.

Повернуть свою судьбу на 180 градусов и уйти из горняков в священники отец Георгий решился не сразу. Дорогу ему подсказал духовный наставник, которого посчастливилось найти на родной Кубани уже в зрелом возрасте – после двух десятков лет на шахте. Митрофорный протоиерей отец Леонид в 1952 году окончил семинарию в Одессе, в монастыре был знаком с преподобным Кукшей Одесским. В своем духовном чаде разглядел будущего священника. Но отец Георгий тогда словам своего духовника не поверил. Он и сейчас ещё «в пути» — учится на 4 курсе семинарии. Овладевает наукой вслед за старшей дочерью, которая отца опередила и окончила певческое отделение. Дочь возглавила церковный хор, вышла замуж за молодого священника. Отцу студенческая дорога дается нелегко: годы не те.

– В таком возрасте учиться тяжеловато. Голова забита не тем, чем нужно.… А дочка поступила раньше меня на год и уже отучилась — с отличием. Она сейчас регент в Екатеринбурге.

Я к учебе шел долго: все не складывалось. Ведь одному мне ехать в семинарию было нельзя при такой большой семье. В Норильске учиться негде, в Екатеринбург перебраться не получилось. А потом один знакомый священник из Уфы позвал: «Переезжайте, у нас тут попроще». Я приехал, мне понравилось. Первый год жизни я просто пономарил, помогал ему. А потом пришел уже другой настоятель и предложил рукоположить меня. Так и случилось. Владыка рукоположил меня 7 июля 2012 года.

С тех пор я часами после службы стоял на исповеди. Не скажешь ведь людям: «Идите, мне обедать пора»… Я по сей день всей душой ощущаю благодать этого таинства – ведь не я исповедую сам. Ловлю себя, что одному могу что-то сказать ласковое, а на другого могу серьезно надавить. А потом отхожу от этого – и ничего не помню. Ни что я говорил, ни что мне говорили. Ведь исповедует не священник — исповедует Господь, а ты всего лишь свидетель. Я своим прихожанам всегда это стараюсь объяснить. Не все конечно понимают, но стараюсь докопаться до души, которая в этот момент может быть закрыта.

Свою первую исповедь отец Георгий вспоминает с благоговением. Случилась она стараниями той самой старшей дочери, которая сейчас к гордости отца руководит хором, растит детишек в счастливом церковном браке. Когда-то она привела своих родителей в храм.

– Еще в Норильске мы с женой всё собирались зайти в церковь, но именно дочка однажды настояла. Записали ее в воскресную школу. А когда открыли при храме православную гимназию, дочь твердо заявила, что идет туда учиться. Нас обязали тогда приходить на службу, каждый праздник, чтобы дети видели родительский пример. И вот так вышло, что нас приучили к этому. Вот так мы до сих пор и приходим, уже более 20 лет. Мы с одним монахом познакомились там, он нас благословил причащаться каждую неделю, так мы до сих пор всей семьей причащаемся. Первая исповедь – это что-то незабываемое. Пришли мы на причастие первый раз, священник, который исповедовал, не успевал всех выслушать, и тогда пошел исповедовать сам настоятель. Я стоял как раз напротив него, вот и попал на первую исповедь к настоятелю. Не помню, что говорил, но отвечал, а он меня о чем-то спрашивал. После причастия было ощущение, будто я не на этом свете. Очнулся дома уже. Такой восторг был от первого причастия.

Жена отца Георгия родом из Башкирии, из религиозной мусульманской семьи. Долго не решалась креститься – ждала материнского благословения.

– У них в Башкирии принято так: родители благословляют на важные поступки в жизни. Мы поехали, хотели спрашивать совета, а теща неожиданно первая завела разговор и сказала моей жене, что та должна вслед за мужем принять православие. Это было большое событие, большое решение. Настоящее такое. Потому что теща – человек верующий.

А ведь бывает и так: человек считает себя принадлежащим к какой-то конфессии, а в храм не ходит, не молится, не кается. Не видит на себе греха. Но по мне, раз у тебя нет греха, значит это и есть грех. Господь сказал: «Не верою одной спасемся, но и делами». А дела – это и работа над собой, поэтому, прежде всего, нужны исповедь и причастие.

Идти по жизни дорогой больших дел учит отец Георгий не только своих духовных чад, но и родных детей. Сына Артемия отправил служить в армию – не от нечего делать или некуда податься, а по убеждению.

– Я ему всегда говорил, что армия – это школа для мужчины. Среди моих знакомых были люди, которые не служили. Они остались детьми – им уже за тридцать, а мысли… пацанские какие-то. Потому я всегда хотел, чтобы мой сын служил в армии, чтобы он почувствовал, что такое мужской коллектив, когда нет мамы и папы. А потом армейский психолог, который в комиссии, предложил мне найти для сына особенную часть: «Он у вас не от мира сего. Если его куда попало запихнуть, его могут сломать». И тут я вспомнил, что на Валааме есть воинская часть. И сын сразу решил служить именно здесь. Я ему постарался, конечно, объяснить, что такое Валаам: это остров, это не так просто, тем более там монастырь.

Отправив сына на валаамскую службу, отец Георгий не мог предугадать, что для юноши это время станет поворотным в судьбе. Сейчас в семье уфимского священника ждут с волнением, что молодой человек свяжет всю свою жизнь с Церковью.

– Был какой-то период, может лет в четырнадцать, когда он против всего был. Я, помню, пытался его заставить ходить в храм. Но это время было такое: время выбора. А теперь матушка навещает сына в армии и видит, как он изменился. Читает духовную литературу, собирается учиться дальше в семинарии. Часто бывает так, что родители навязывают своим детям судьбу, а зачем? Может, ребенку уготовано быть монахом? Один Бог знает. Может у Артема это судьба. Конечно, я не против, если он станет монахом. Это его судьба, он ее сам выбрал. На все воля Божия.

В смирении и послушании жить христианину, в смирении и послушании растить детей – принимать волю Господа, прислушиваться к советам духовных отцов и жить по законам Церкви, — по словам отца Георгия, тонкая нить связи между близкими людьми держится на этих ценностях.

– Знаете, с чего начинается размолвка? С непослушания. А потом уже все остальное. Я всегда перед крещением стараюсь объяснить молодым людям, крестным, чтобы они смотрели за своими крестникам, даже маленькими, ибо самый распространенный грех в возрасте 5 лет – это непослушание. Детей надо учить этому. И здесь нужно понимать: между нами и нашими детьми такая ниточка тонкая, хрупкая, — сильней придавишь, она лопнет. Эту грань нужно соблюдать.

Так, наверно, соблюдают эту грань в семье бывшего горняка, а теперь – уфимского священника отца Георгия. За несколько лет, словно экстерном, прошли батюшка с матушкой и пятью детьми многотрудную школу христианства. Крещение, рукоположение, переезды и взросление детей. Подростковые бунты старших, помощь родителей в осознании себя и смирение перед выбором оперившихся птенцов — этой семье пришлось пережить многое. Впереди – окончание учебы иерея Георгия в семинарии, а еще – нужно выпестовать младших и вынянчить внуков. Дай Бог, чтобы испытания в жизни этих христиан были по их силам, чтобы переносить каждое испытание с истинным христианским смирением!

Поделиться
(с) Уфимская епархия РПЦ (МП).

При перепечатке и цитировании материалов активная ссылка обязательна

450077, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Коммунистическая, 50/2
Телефон: (347) 273-61-05, факс: (347) 273-61-09
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.