Великопостное послание митрополита Уфимского и Стерлитамакского НИКОНА [2015]

Великопостное послание

Главы Башкортостанской митрополии митрополита Уфимского и Стерлитамакского Никона

духовенству, инокам и инокиням и всем верным чадам Башкортостанской митрополии Русской Православной Церкви.

«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче… На спасения стези настави мя, Богородице… Множества содеянных мною лютых помышляя, окаянный, трепещу страшного дне суднаго, но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости» (Стихиры на утрени по 50 Псалме).

Дорогие отцы, братие и сестры!

Царство Небесное Господь наш Иисус Христос часто сравнивает с брачным пиром – великой радостью для всех, кто туда вошел. Богослужебные тексты называют Его Женихом Церковным, ибо Церковь – это Невеста Христова. Ради нее Христос становится человеком, рождаясь от Девы Марии, чтобы людей, искаженных и загрязненных грехом, соделать чистыми, святыми и готовыми для радости Жизни Вечной! Во времена земной жизни Спасителя общение с Ним Его учеников было огромной радостью. По окончании Его земного пути общение с Ним всех нас, верующих в Него, происходит в Причащении, молитвах, чтении Священного Писания, в добрых делах, то есть в исполнении Заповедей Божиих. В наш век общение со Христом грешному человеку возможно через преодоление больших усилий и трудов.

Хорошим помощником в этом общении со Христом является пост. Сам Господь указывает на пост как на мощное оружие в борьбе с диавольскими искушениями и бесовскими силами. Вспомним, как сказал Господь Своим ученикам после исцеления Им бесноватого отрока: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк.9, 29). Весь опыт Церкви с апостольских времен свидетельствует о значении поста для духовной жизни христианина, но самый убедительный пример поста мы видим в земной жизни Самого Иисуса Христа, Который после принятия Крещения от Иоанна перед выходом на Свое общественное служение постился в течение сорока дней. Об этом нам свидетельствует Евангелие: «…тогда Иисус возведен был Духом в пустыню для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (Мф. 4, 1-2).

Пост есть время активной духовной жизни и активного доброделания. Но не всякий пост угоден Богу. В дни Великого поста в храмах в великопостных богослужениях звучат слова: «…братья, постясь телесно, будем поститься и духовно; нарушим всякое несправедливое обязательство; откажемся от вынужденных сделок; всякое неправедное дело разорвем; дадим голодным хлеба, нищих, не имеющих крова, введем в свои домы, чтобы получить от Христа великую милость» (вечерняя стихира в среду I седмицы Великого поста). Наступивший Великий пост – это духовный путь, которым мы с вами идем к Празднику праздников – Светлому Христову Воскресению, Пасхе! Суету греховной жизни трудно победить, а без помощи Божией – просто невозможно! Земной мир греха говорит нам, чтобы мы брали от жизни всё, что можно, ведь полная свобода человеку безнравственному и всё дозволено! А Христос призывает нас идти узким и трудным путем борьбы, не боясь лишений и страданий, потому что это единственный путь к подлинному счастью, начинающемуся на грешной земле и в полноте раскрывающемуся в жизни вечной и безконечной!

Воздержание в пище, удаление от развлечений, воздержание языка, исполнение воли Божией, добрые дела – то есть пост духовный и телесный составляют единое целое! Время Великого поста самое благоприятное, чтобы задуматься, для чего и как мы живем. Для большинства наших современников стяжание земных радостей и удовольствий, богатства являются самоцелью. О таких Христос говорит, что они не мудры, но безумны! Ведь когда придет день самый важный, самый ответственный – день перехода в Вечность, окажется, что такой человек пришел туда нищим и ничего ценного с собой не принес. И не удивительно: человек об этом и не заботился! «…где сокровище ваше, там будет и сердце ваше», – говорит Господь (Мф.6, 21).

А где же наше сокровище? Если только в земном, то всё, что мы любим, останется на земле и станет прахом. Нужно всем помнить, что на земле мы живем во временной «квартире», но у нас есть и постоянный «дом» – там мы будем жить всегда. А потому нецелесообразно заботиться о временном обиталище, потому что, когда будем переезжать, окажется, что основное жилище пусто, там ничего нет. Чем нам «обставить» вечный дом? Господь говорит, что всё, что мы отдали от всего сердца ради Иисуса Христа, – имущество, деньги, труды, старания, любовь, внимание, то есть любая помощь человеку, даже малознакомому – всё это сделали Христу и всё это останется в вечности и послужит каждому залогом спасения и прощения грехов. Поэтому пост Великий – особое время, которое мы должны посвятить Богу ради спасения своей души. Суть всякого поста – не только в ограничении пищи, ее количества и качества! Христианский пост – это изменение образа жизни, это работа над своей душой. Что толку, если мы постимся внешне телесно, а сердце не с Богом, полно зла, самолюбия, своеволия, противления воле Божией. У такого поста нулевая ценность, и Богу такой пост не угоден! Это время, когда мы должны постараться примириться со всеми, простить обиды, выправить неправильные наши отношения с окружающими, и, в первую очередь, с Богом, смириться, преодолевая свою гордыню. Ведь не зря есть мудрые слова о том, что православный пост – это курс христианского лечения души, а не диетический режим для тела! Ведь его цель – духовное здоровье души! Как уместно сейчас вспомнить 136-й Псалом, слова которого должны каждому напомнить о глубокой скорби народа, оставленного Богом и нас предупредить, что и нам за это воздаст Господь!

«На реках Вавилонских, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе». Из истории Древнего мира известно, что за несколько столетий до рождения Иисуса Христа царь Навуходоносор опустошил всю страну иудейскую, разрушил храм Иерусалимский и весь иудейский народ увел в плен. Это была им кара Божия за отступление от Истинного Бога и за поклонение идолам. И этот народ плакал о горе Сионе, на которой был построен Иерусалимский храм. «На вербах, посреди его, повесили мы наши арфы (в Псалме – органы). Там пленившие нас требовали от нас слов песней, а притеснители наши – веселья: пропойте (в Псалме – воспойте) нам из песней Сионских. Как нам петь песнь на земле чужой? Если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня десница моя, прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего. Припомни, Господи, сынам Едомовым день  Иерусалима, когда они говорили: «Разрушайте, разрушайте до основания его».

Сыны Едомские – это враждебный иудеям народ, живший по соседству. И потому дочь Вавилона окаянная! Блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!» Всё, что написал святой пророк Давид, не им писано, но Духом Святым, и всё имеет еще и таинственный смысл – мы, забывающие Бога, находимся в плену еще более тяжком, в плену у вечного врага рода человеческого, который стремится нас погубить.

Мы все в таком тяжком положении, в каком был народ иудейский в плену Вавилонском. И нам всем надлежит плакать о потерянном Отечестве, ибо Отечество наше – у Бога, а мы от Него ушли, как блудный сын ушел от отца своего. И о каких младенцах должны мы помнить? Есть множество бесов, губящих нас, терзающих нас – это грехи, это исчадия ада и дети сатаны – те самые младенцы, которых нам надо разбить о камни нашей веры, чтобы не было их рядом! Это наша борьба с бесами, злом, нечестием, неправдой. Надо истреблять всё то, что мешает нашему спасению – наши страсти, нечистоту нашу! Потому-то Господь и предостерегает Своих учеников и через них всех нас – верующих в Него: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь Ваш приидет.  Но как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп, и погубил всех. Так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится. Итак, бодрствуйте!» (Мф.24,42; Лк.17,26-27,30; Мф. 25, 13).

В наше время более, чем когда-либо, нужно помнить это предостережение, ибо теперь особенно много дремлющих и спящих! Душевный сон – это не телесный сон, укрепляющий организм, а, напротив, сон нездоровый, болезненная спячка, в которой люди гоняются за суетой и думают, что они живут действительной жизнью, забывая о душе, о Боге, о будущей Вечной Жизни! Наша жизнь должна вся быть приготовлением к встрече с Господом, а для этого на всём протяжении её должны мы непрестанно заботиться о приобретении и сохранении живой веры и горячей любви к Богу, источнику любви, и к ближним!

Всех вас, возлюбленные, поздравляю с этими спасительными и очистительными днями Великого поста! Желаю спасения вечного! Будем непрестанно творить молитву святого Ефрема Сирина, сокрушаясь о своих согрешениях, прося низпослать нам благодать Духа Святаго, чрез Которую и будем исправляться с помощью Божией и заступничеством Царицы Небесной!

«Господи и Владыко живота (жизни) моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми (мне). Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми (мне) зрети (видеть) моя согрешения и не осуждати брата моего (то есть всякого человека), яко благословен еси во веки веков, Аминь!

«Боже, милостив буди мне грешному (грешной)!» (Лк.18,13).

 

Божией милостию  смиренный

НИКОН,
МИТРОПОЛИТ УФИМСКИЙ И СТЕРЛИТАМАКСКИЙ,
ГЛАВА БАШКОРТОСТАНСКОЙ МИТРОПОЛИИ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МП)