Т.Ф.СУЛЕЙМАНОВ. РЕЛИГИЯ И МОРАЛЬ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ. Доклад на VII Табынских Чтениях

 

 

Т. Ф. Сулейманов, руководитель Отдела канонизации Уфимской епархии Башкортостанской митрополии РПЦ (МП), кандидат философских наук, доцент.

 

 

РЕЛИГИЯ И МОРАЛЬ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ

Мораль отнюдь не нуждается в религии, но неизбежно ведет к религии.

И. Кант

От естественной религии получают свою разумную санкцию все требования нравственности.

В. Соловьев

Нравственность так же, как фиюсофия и искусство, составляет самостоятельный элемент человеческого духа. Однако она тесно связана и с философией, и с религией, ибо она представляет практическое осуществление тех абсолютных иачап, которых сознание развивается в последних. Поэтому источник ее троякий: непосредственное чувство или совесть, философия и вера.

Б. Чичерин

 

На протяжении всей человеческой историк взаимодействие и взаимосвязь различных сфер общественной жизни вносили коррективы в бытие общества. Поскольку и религия, и мораль являются одними из самых древних форм проявления общественной активности человека, то их взаимодействие и взаимовлияние можно обнаружить на любом этапе развития человеческого общества.

Для того, чтобы обстоятельно рассмотреть взаимоотношение религии и морали, необходимо определить, что подразумевается под понятиями «религия» и «мораль». «Религия (от лат. religio - набожность, святыня, предмет культа) - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование Бога или богов, сверхъестественного»[1].

Религия «представляет собой один из наиболее важных социальных институтов, включающих систему социальных норм, ролей, обычаев, верований и ритуалов (культа), предписаний, стандартов поведения, организационных форм. На протяжении большей части человеческой истории она играла решающую роль при конструировании человеком социальной реальности и была наиболее эффективным и распространенным средством легитимации (объяснения и оправдания) и поддержания социального порядка»[2].

Понятие «мораль» (от лат. moralis -нравственный) - это « 1) нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов pci-уляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции, нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. п. В отличие от права, исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественные оценки, одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими элементами, мораль включает исторически приходящие нормы, принципы, идеалы...; 2) отдельное практическое нравственное наставление, нравоучения »[3].

Мораль «представляет собой известную совокупность исторически сложившихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, семье, к коллективу)»[4].

Приведенные выше определения религии и морали отражают лишь наиболее общие черты. Фактически же содержание и структуры этих явлений гораздо глубже и богаче[5].

Рассматривая взаимоотношения религии и морали, необходимо отметить, что между ними возможны «зри типа отношений:

•Автономия. Мораль автономна, если она основана исключительно на разуме и не ссылается на религиозные идеи. Даже если моральные ценности в этом случае совпадают с ценностями той или иной религии, это рассматривается как чистое совпадение.

•Гетерономия. По отношению к религии мораль считается гетерономной (то есть ее правила исходят из внешнего источника), если она непосредственно зависит от религиозной веры или набора ценностей, заданного религией.

•Теономия. Мораль считается теономной (то есть исходящей от Бога), если предполагается, что она исходит из того же источника вдохновения и знания, что и религия, то есть из источника, который религия называет Богом»[6].

Суть первого типа отношений - автономии - заключается в том, что «мораль будет опираться исключительно на разум и опыт»[7].

Гетерономия — это доводы в пользу того, что «...этика неизбежно зависит от религии; эта связь позитивно влияет на мораль, поскольку религии присущ более широкий и реалистический взгляд на человеческую природу, нежели рационализму»[8].

Теономию же можно в самом общем виде представить так: «выкиньте из головы религию как обособленную часть жизни и просто сосредоточьтесь на тех фундаментальных идеях и ценностях, которые религия выражает. Эти идеи и ценности служат также основой морали»[9].

Рассмотрев три типа отношений между религией и моралью, мы исходим из того, что в основе морали лежит религия. Выдающийся русский мыслитель С. Н. Булгаков, рассматривая проблему соотношения религии и морали, писал: «Справедливо, что нравственность коренится в религии. Внутренний свет, в котором совершается различение добра и зла в человеке, исходит от Источника светов. В совести своей, необдуманной и нелицеприятной, столь загадочно свободной от естественного человеческого себялюбия, человек ощущает, что Некто со-весть соведает вместе с ним его дела, творит суд свой, всегда его видит»[10]. И далее утверждает: «Религия даст место этике и ее обосновывает, но сама не исчерпывается ею и даже не определяется ею (не «ориентируется» по ней)»[11]. «...Мораль не автономна, а гетерономна, ибо трансцендентна, т. е. религиозна, ее санкция. Она имеет корни в религиозном сознании»[12].

Исходя из того, что религия изначально и в первую очередь оказывает влияние на становление и развитие духовно-нравственных ориентаций, ценностей и норм «...этика вырабатывается именно в сфере религии. Конечно, такое определение невольно упрощает и, следовательно, обедняет проблему, ведь религия создастся во многом на базе существующей коллективной этической матрицы. В данном случае, как и в большинстве других, взаимодействие и взаимовлияние происходит не линейно метафизически, но циклично - диалектически. И,   тем не менее, в конечном счете можно сказать, что этика формируется в сфере религиозного сознания, а осуществляется в сфере культурного действия»[13].

Видные современные российские ученые Г. В. Осипов и Ж. Т. Тощенко в части, касающейся соотношения религии и морали, достаточно определенно исходят из того, что в основе морали, ее норм, ценностей, принципов лежит религия. Они высказывают по этому поводу следующее мнение: «... многие достижения культуры вышли изнедр религии или были опосредованы ею. Именно религиозными учениями обобщены мудрость и жизненный опыт людей по проблемам нравственности, и на этой основе сформулированы главные постулаты морали, без которой невозможны существования народов, организации их общественной и повседневной жизни»[14]. Иными словами, «без религиозной основы нравственность невозможна, точно так же, как без корня не может быть и настоящего растения»[15].

 О том, что религия - основа морали, много и убедительно писали Д. С. Милль, Г. Хеффдинг, У. Джеймс, П. Тиллих, Ж. Моритен и многие русские мыслители. Здесь отметим и то обстоятельство, что далеко не все согласны с этим и придерживаются автономной концепции, она (концепция независимой (от религии) этики) родилась из потребностей жизни: она дает программу нравственности тем людям, которые не верят в то, что Бог есть. Эти люди не приемлют религиозную этику, но не могут оставаться без этики. И, несмотря на это, нельзя нс отметить того, что первое и самое главное отношение между религией и моралью есть отношения их неотъемлемого взаимодействия. Это обусловлено тем, что и религиозная, и нравственная сферы общественных отношений в конечном счете имеют отношение к человеку, они неизбежно пересекаются и взаимовлияют друг на друга.

Реальность взаимовлияния религиозных представлений и нравственных вполне очевидна и выражается в соизмерении людьми результатов своих действий (и прежде всего r сфере нравственных отношений) в соответствии с религиозными воззрениями.

Определившись с взаимоотношениями религии и морали, необходимо отметить то общее, что их объединяет. На наш взгляд, единство религии и морали состоит в том, что:

-они представляют собой фундаментальные общеисторические ценности;

-и религия и мораль, опираясь на свои функции и используя свои естественные методы и средства, выполняют одинаковые по конечным целям и задачам регулятивные, коммуникативные, аксиологические и воспитательные функции;

-являются неотъемлемыми составляющими духовной культуры общества, которая представляет «единство многообразия всех видов духовного освоения дей-ствительности, способ общественной жизнедеятельности, связанный с производством духовных ценностей и удовлетворением духовных потребностей людей[16];

-религия, как и мораль, представляет соответствующие формы индивидуального и общественного сознания;

-религия и мораль представлены соответствующей системой норм, а именно религиозных и нравственных (при этом следует иметь в виду, что ряд норм могут быть и религиозными, и нравственными одновременно, например: десять заповедей от Моисея. Исход. Гл. 20). Религиозные и нравственные нормы представляю! собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования;

-религия и мораль имеют один и гот же объект воздействия - человека, они адресуются к одним и тем же людям, слоям, группам; их требования во многом совпадают (а именно - требования постоянного духовно-нравственного совершенствования);

-религия и мораль в философском плане представляют собой надстроечные категории, обусловленные политическими, экономическими, культурными детерминирующими факторами, что делает их социально однотипными в данном обществе или данной формации;

-религия как система всегда предполагает в качестве обязательной ее составляющей совокупность нравственных норм, которые образуют религиозную мораль. Религиозная мораль всегда представляет собой совокупность нравственных понятий, принципов, этических норм, складывающихся под непосредственным влиянием религиозного мировоззрения.поэтому имеют место быть буддийская мораль (в основе которой лежат основные нравственные постулаты буддизма), христианская, исламская мораль и т. д. Тут будет уместным привести в качестве примера основные положения христианской морали, сущность которой сформулирована в известных ветхозаветных десяти заповедях от Моисея (Исход. Гл. 20) и Нагорной проповеди Иисуса Христа, в которой выражены новозаветные нравственные наставления (Евангелие от Матфея. Гл. 5). Из Нагорной проповеди следует, что все зависит от внутреннего достоинства человека, и это внутреннее достоинство определяется «блаженствами», т. е. качествами душевного настроя, и именно делает акцент на полном духовном смирении и самоуничижении в противоположность эгоизму и самовозношению.Каждая разновидность религиозной морали всегда тесно связана с догматами (основными положениями) того или иного вероучения;

-в религии и морали «значительное место занимает эмоционально-чувственная сфера. Без глубокого чувства не возможна полноценная религиозная жизнь. Точно так же и нравственные отношения трудно представить без разнообразных переживаний»[17];

-общим для религии и морали является «явное стремление к устойчивости исходных постулатов (консерватизм), а также назидательность: верь в Бога! - вещает священнослужитель; будь справедливым, честным! - призывает моралист»[18];

-религия и мораль предполагает наличие веровательного компонента, т. е. «не только религиозная, но и нравственная жизнь основывается на вере. В первом случае - вера в Бога, во втором вера в торжество Добра, Справедливости и т. д. »[19];

-религия и мораль исходят из того, что человек должен строго и неукоснительно соблюдать соответствующие как религиозные, так и нравственные нормы. И на это общее указывает русский философ В. С. Соловьев. В своей работе «Оправдание добра» он пишет: «Религиозная нравственность, как и нравственность, вообще, не есть подтверждение всего бывающего, а предписание одного, должного. 11е зависимо от каких бы то ни было положительных верований и какого бы то ни было неверия, всякий человек как разумное существо должен признавать, что жизнь мира вообще и его собственная, в частности, имеет смысл, что, следовательно, все зависит от высшего разумного начала, силою которого этот смысл держится и осуществляется, а признавая это, он должен себя ставить в сыновнее положение относительно высшего начала жизни, т. е. благодарно предаваться его проведению и подчинять все свои действия «воле отца», говорящей через разум и совесть»[20].

Между религией и моралью имеется не только общее, объединяющее их, но и существенные различия, которые обусловлены спецификой как религии, так и морали, и их учет имеет, пожалуй, более важное значение, чем констатация их общности. В чем состоят эти различия?

1.Религия и мораль представляют различные формы общественных отношений, разные виды деятельности. Религия - это особый тип отношений, создающих религиозную жизнь общества, которая может быть определена как «социально-духовное образование, включающее в себя определенную систему догматов, культовых и обрядовых действий, религиозные институты (церковь и т. д.), конкретные формы взаимоотношений между верующими и религиозными организациями. Интегрирующим компонентом религиозной жизни является религиозное сознание»[21]. Мораль же представляет нравственную жизнь общества, определяемую так: «первооснова духовной жизни, обусловленная необходимостью формирования гуманных и разумных отношений между людьми, потребностью нравственного регулирования норм человеческого общежития»[22].

2.Религия и мораль различаются, прежде всего, по способам их установления и формирования. Как известно, нормы религии всегда выступают как воля Божия, формулируются на соответствующих соборах как откровения, которые даются избранным (определенному кругу служителей культа) и при неисполнении оных следует санкция - гнев и суд Божий над |грешником и затем кара Божия. Нормы морали исходят из того, что они принимаются с учетом голоса совести, основываются на самостоятельном и свободном убеждении, и неисполнение которых влечет укор совести, чувство вины и общественное осуждение - порицание. Религиозные нормы, принятые служителями культа (высшими иерархами), становятся обязательными для приверженцев того или иного религиозного исповедания. Эти нормы, как правило, освящаются именем Бога и становятся сакральными. Нормы морали уже отчасти создаются как часть той или иной религиозной системы и получают распространение, в первую очередь, среди людей, исповедующих ту или иную религию, а затем признаются остальными участниками социального общения.

3.«Всякая религия представляет известное миросозерцание, то есть известное понятие о Боге и об отношениях его к миру... Эта философская сторона религииназывается догмою»[23]. А из этого следует, что главной особенностью религии является то, что религиозная мораль, как ее атрибутивный элемент, всегда становится в обязательную связь с догматами вероучения. Догма - это «(от греч. dogma - учение, мнение) основные формулы вероучения, истинность которых считается неоспоримой. Они объявляются богоустановленными, воспринятыми «отцами и учителями церкви» через божественное откровение и переданными церковью последующим поколениям верующих»"[24].

Ядро религиозной морали - учение греховности. Краткий свод главных догматов составляет так называемый «символ веры». В качестве примера можно привести основные догматы Западной римско-католической христианской церкви:

-догмат об исхожденни Святого Духа как от Бога-Отца, так и Бога-Сына;

-учение о чистилище, согласно которому грешники, горя в пламени, «очищают свои души»;

-учение о непорочном зачатии девы Марии;

-догмат о непогрешимости паны в делах веры).

4.Нормы религии более статичны (и в первую очередь в силу их взаимосвязи с догматикой религии, которая, несмотря на изменившиеся исторические условия, остается неизменной) нежели нормы морали, которые наполняются новым содержанием в силу изменяющихся политических, экономических и социальных условий.

5.Религия всегда предполагает преданность высшим религиозно-духовным ценностям, связанным с Богом, как Творцом всего сущего, а, следовательно, в первую очередь это требование почитания Бога, служение ему, а затем добродетель, полученная от Бога распространяется на всех членов религиозной общины и других людей. Служение - это «понятие, выражающее онтологическое существо человека и высшее нормативное начало общественной жизни»[25].Смысл служения Богу «заключается в том, что человек, вступая в общение с Богом, должен отречься от себя; он должен отдать себя всецело тому Высшему Существу, которому он покланяется»[26].

Мораль же в отличие от религии на первое место ставит добродетельную жизнь и высоконравственные отношения в том обществе, в котором человек живет. Она не исчерпывается лишь только религиозной этикой (ее нормами, ценностями, установлениями) и вбирает в себя все возможные предписания, имеющие общечеловеческое значение, и это связано с такими ее признаками, как всеобщность.универсальность, альтернативность, добровольность.

6.Религия и мораль различны по своим структурным компонентам. Религия - это система, включающая в себя следующие составляющие компоненты: «религиозная община, обряд, этика, участие в жизни общества, писание (миф), концепции, эстетика и духовность»[27]. Основанием «всякой религиозной веры является личный религиозный опыт человека, а источником - пережитое в этом опыте Откровение»[28].  Мораль же включает в себя: «1) моральное сознание, 2) нравственные отношения и 3) нравственную деятельность»[29].

7.Религия предполагает, как было уже сказано выше, наличие религиозной общины, религиозного союза (церкви) как обязательного института и соответственно наличие особой религиозной группы - профессиональных служителей культа и присущую для священнослужителей иерархию. Мораль, как известно, не институализирована, она не имеет особых учреждений, специально обеспечивающих ее реализацию в жизни общества, организующих контроль за исполнением ее норм и правил. Она опирается лишь на совесть отдельно взятого человека и общественное мнение.

8.Мораль «представляет собой путь к Добру к высшим нравственным ценностям, нравственному совершенствованию.Любая религия есть путь к Богу, почитание Бога. Эти два пути могут совпадать, а могут и разниться»[30].

9.Религия, как известно, всегда связана с определенным религиозным учением, в котором «имеются специфические понятия, которые отсутствуют в моральной сознании (во всяком случае - сознании светском): рай и ад, грех (как нарушение заповеди Бога), покаяние перед Богом, искупление вины перед Богом и др. Кроме того, верующие испытывают специфические чувства - любовь к Богу, страх пред Богом, пред муками ада. Религия включает в себя культ (молитва, таинство, обряды), что вызывает особые переживания»[31].

Религия и мораль различаются по уровню требований, предъявляемых к поведению человека. Этот уровень значительно выше у религии, которая во многих случаях требует от личности гораздо большего, чем просто соблюдение нравственных норм. Религиозная мораль побуждает к высшим образцам морального самоотвержения, какие показали всему миру последователь индуизма М. Ганди, баптистский пастырь М. Л. Кинг, лауреаты Нобелевской премии А. Швейцер (философ, музыкант, врач, теолог) и монахиня мать Тереза. Религия - это требование бесконечного нравственного совершенствования, и это ярко выражено в такой мировой религии, как христианство. Это основополагающее положение христианского вероучения, основная его аксиома. Как писал выдающийся русский философ И. А. Ильин: «Дух христианства есть совершенствование»[32], христианин «не только созерцает Совершенство, но и себе вменяет в обязанность совершенствование: отсюда у него живой опыт греха и чувство собственной недостойности; он судит себя, обличает, кается и очищается; и в каждом деле, в каждом поступке своем вопрошает о совершенном и зовет себя к нему. Вот откуда в христианстве этот дух ответственности, самообвинения, покаяния;дух прилежания, добросовестности, труда, самообуздания, дисциплины, подвига»[33].

11.Различие между религией и моралью также заключается и в том, что они представляют различные формы общественного сознания.

Таковы, на наш взгляд, общие и отличительные черты религии и морали. В заключение необходимо отмстить, что религия и мораль, несомненно, образуют одни из высших достижений человеческого духа и мировой культуры. Они во многом предопределяют духовную жизнь как отдельно взятого человека, так и общества в целом. На данном историческом этапе развития российского общества значение как религии, так и морали возрастает, они становятся более востребованными в силу того, что решение задачи духовного обновления, укрепления общественного согласия не мыслимо вне их. Особая роль в деле духовно-нравственного возрождения, конечно же, отводится Русской Православной Церкви в силу того, что: «Церковь в истории, кроме прямых нравственно-воспитательных влияний на совесть каждого ее отдельного члена, известна и своим мощным преобразующим влиянием на нравственность общественную в связи с универсальным воздействием ее на всю жизнь человечества, на всю цивилизацию и культуру»[34].

 

Литература:

1. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Большая Российская Энциклопедия; СПб.: Норинт, 1997.С.1009.

2. Российская социологическая энциклопедия/под общ.ред. акад. РАН Г. В. Осипова. М.:НОРМА-ИНФРА,1998.С.444.

3. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд.,перераб. и доп. М. : Большая Российская Энциклопедия; СПб.: Норинт, 1997. С.755.

4.Е горышевС.В.,РотовскийА.Н.,СулеймановТ.Ф.Профессиональная этика:курс лекций.М.:ЦОКР МВД России.2005.С.56.

5. См.:Ахмедов Р.М., Рахматуллин Р.Ю., Сулейманов Т.Ф.Религиоведение: курс лекций.Уфа.:УЮИ МВД России.2005.;Егорышев С. В., Ротовский А. Н., Сулейманов Т. Ф. Профессиональная этика : курс лекций. М.: ЦОКР МВД России. 2005.С.56.

6. Томпсон М. Философия религии / пер. с англ. Ю Бушуевой. М. :ФАИР-ПРЕСС 2001.С. 358

7. Там же.С.359.

8. Там же.С.360.

9. Там же.С.361.

10. Булгаков С.В. Свет невечерний: Созерцания и умозрения.М.:Республика 1994.С.45.

11. Там же.С.47.

12. Там же.

13. Морозов Е.Ф.Религии - Расы – Этносы:Вера.Этнос.Нация.Религиозный компонент этнического сознания /под общ.рсд. М. П. Мчедлова. М. : Культурная революция. 2007.С.45

14. Осипов Г.В., Тошенко Ж.Т. Современный мир и религия//Вопросы философии. 2007. № 6.С.З.

15. Гарин И. И. Что такое этика, культура, религия? М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2002 С.131.

16. Философия: учебник для юридических вузов / под ред. И. И. Кального, В. А. Карпунина, В. П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт МВД России. Стикс, 1996.С 412.

17. Попов Л. А. Десять лекций по этике. М.: Ось-89, 2001.С.129.

18. Там же.

19. Там же.

20. Соловьев В. С. Оправдание добра: Нравственная философия / вступ. статья А. Н. Голубева и Л. В. Коноваловой. М. : Республика, 1996.С.122.

21.Философия : учебник для юридических вузов /под ред. И. И. Кального, В. А. Карпунина, В.П.Сальникова. СПб.:Санкт-Петербургский юридический институт МВД России. Стикс.1996.С.412.

22. Там же.

23. Чичерин Б. Н. Наука и религия / вступ. ст. В. Н. Жукова. М.: Республика. 1999. С.193.

24. Христианство:словарь/под обш. ред. Л. Н. Митрохина и др. М.: Республика. 1994. С.134

25. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.С.160.

26. Чичерин Б. И. Указ.соч. С.199.

27. Форвард М. Религия / пер. с англ. Н. Григорьевой. М.: ФАИР-ПРЕСС.2003.С. 79.

28. Ильин И. А. Основы христианской культуры. М.: Эксмо.2011.С.71.

29. Егорышев С. В., Ротовский А. Н., Сулейманов Т. Ф. Указ.соч.С.36.

30. Попов Л. А. Указ.соч.С.128.

31.Там же.

32. Ильин. И. А. Указ.соч.С.32.

33. Там же.С.33.

34. Карташев А. История русской церкви. Т.1.М.: Эксмо, 2006.С.306.