РЕЗОЛЮЦИЯ УЧАСТНИКОВ ВТОРЫХ ЕПАРХИАЛЬНЫХ ТАБЫНСКИХ ЧТЕНИЙ

14 декабря 2012 года, в здании Конгресс-холла г. Уфы прошли Вторые Табынские чтения, организованные Уфимской епархией Башкортостанской митрополии Русской Православной Церкви (Московского Патриархата) при участии Нефтекамской и Салаватской епархий Башкортостанской митрополии РПЦ (МП), Совета по государственно-межкон-фессиональным отношениям при Президенте Республики Башкортостан, министерств образования, культуры, труда и социальной защиты населения, молодежной политики и спорта Республики Башкортостан, вузов и общественных организаций Республики Башкортостан.

Чтения проводились с целью координации усилий церковных, государственных и общественных структур в деле духовно-нравственного воспитания и образования подрастающего поколения Республики Башкортостан.

В ходе Чтений были обсуждены темы сотрудничества церковных, государственных и общественных организаций в образовательной, социальной и культурной сферах жизни общества, духовно-нравственного воспитания детей и подростков; преподавания комплексной дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях Республики Башкортостан; семьи и ее роли в нравственном воспитании и формировании семейных ценностей; особенности организации воспитательной работы в молодежной среде; сотрудничества Церкви, общества и СМИ.

Обсудив пути решения задач, стоящих перед Церковью, обществом и государством в вышеуказанных областях жизни российского общества, участники Чтений пришли к единогласному мнению о необходимости использования общероссийского опыта взаимоотношений и сотрудничества Церкви и государства, дальнейшего развития и расширения форм сотрудничества, сложившихся в Республике Башкортостан, поиска новых форм и методов работы, исходя из специфики региона и требований времени.

1. В частности, в области укрепления семьи и семейных отношений участниками Чтений была подчеркнута как жизненно важная для российского общества необходимость содействия укреплению и возрождению традиционных семейных и нравственных ценностей. Государственная семейная политика должна направляться на формирование условий, содействующих семейному образу жизни, супружеской верности и стабильности браков, уважению к отцовству и материнству. Эта задача, по общему мнению, должна стать приоритетом государственной политики всех уровней, усилий педагогов и иных профессионалов, а также общественных объединений. Государственную поддержку должны получать родительские объединения и клубы, а также те деятели культуры и представители общественных объединений, работа которых направлена на сохранение и укрепление традиционных семейных ценностей и нравственности. Должна оказываться реальная и не нарушающая неприкосновенности семейной жизни помощь в решении жилищных, экономических и иных проблем семьям, имеющим детей. Особую обеспокоенность вызвал у участников Чтений обсуждающийся в Государственной Думе РФ проект закона «О ювенальной юстиции». На Чтениях было отмечено, что введение в той или иной форме ювенальной системы западного образца составляет угрозу национальным интересам России; противоречит конституционному принципу защиты семьи, ее независимости, свободного выбора родителями формы воспитания детей, ставит семью под жесткий контроль чиновников; разрушает единую, действующую в Российской Федерации, судебную и правоохранительную систему, нарушает принцип разделения властей; ведет к разрушению здоровых семей, необоснованному увеличению социального сиротства (детей-сирот при живых родителях), способствуя подрыву традиционных семейных ценностей; провоцирует коррупцию и детско-подростковую преступность; отрицательно воспринимается обществом в целом; противоречит духовно-нравственным установкам традиционных религиозных конфессий России.

2. Участники Чтений отметили, что культура является тем полем, на котором взращиваются души граждан России. И от того, какие по своему духовному качеству семена будут вноситься в культурную почву страны, зависит ее будущее. Лучшие произведения классической мировой и российской литературы, музыкального и живописного искусства всегда способствовали глубоким размышлениям о мире, приходу к вере, к Богу. Они возделывали человеческие души с тем, чтобы те могли воспринять высшие духовные ценности. Соответственно, культура была и остается той областью практической реализации общечеловеческих и духовных ценностей, в которой сотрудничество Церкви, общества и государства может и должно происходить постоянно как залог воспроизводства культурного кода россиян. Это необходимо именно потому, что, по общему признанию участников Чтений, православная культура, православие является существенной частью культурного ядра, без которого невозможно существование российского народа. Исходя из этого, было признано необходимым укреплять сотрудничество с министерствами культуры и образования, формировать организационную базу для участия Церкви в светских культурных мероприятиях с целью пробуждения позитивного интереса к православию. С другой стороны, признана необходимость широкого использования творческого потенциала работников культуры для возрождения нравственности и патриотизма, утверждения православных ценностей. Примерами такого сотрудничества могли бы стать: проведение в Светлую седмицу фестиваля православных фильмов, концертов духовных песнопений или недели православной книги и т. п.

3. Современный уровень развития информационных технологий ставит перед церковными деятелями задачу широкого использования возможностей электронных СМИ, печатных средств массовой информации, Интернета для привлечения внимания к православной культуре как к сокровищнице нравственных и духовных ценностей. Участники Чтений осознают в качестве первостепенной задачи, стоящей перед каждым приходом, создание Интернет-сайта или печатного органа и призывают все заинтересованные лица принять посильное участие и внести личный вклад в их организацию и успешное функционирование. С другой стороны следует искать те организационные формы общественной деятельности, которые помогали бы активно влиять на содержание телевизионных передач и печатных СМИ, обеспечивая общественный контроль над информационным полем хотя бы на региональном уровне.

4. В названии Чтений констатировано, что стоящую перед российским народом задачу духовно-нравственного возрождения можно решить только совместными усилиями Церкви, общества и государства. Участниками Чтений была признана необходимость объединения усилий работников духовных образовательных учреждений и специалистов музеев, библиотек в деле воспитания подрастающего поколения, широкого использования их опыта и накопленного материала на занятиях в воскресных школах.

5. Рассмотрев и обсудив опыт духовно-нравственного воспитания молодежи на приходе, в образовательных учреждениях, Вооруженных Силах и силовых ведомствах, в общественных молодежных организациях, а также вопросы, связанные с духовно-нравственным воспитанием молодежи с девиантным поведением, участники Чтений пришли в общему мнению о необходимости распространять существующий опыт работы в этой области наряду с поиском и разработкой новых и наиболее эффективных ее форм. В качестве нормативно-правовой базы такого взаимодействия должно стать, в частности, заключение соглашений о сотрудничестве между епархиями Башкортостанской митрополии РПЦ (МП) и Министерством молодежной политики и спорта Республики Башкортостан.

6. Участники Чтений солидарны во мнении, что средняя школа воспроизводит российский народ в его культурной идентичности. Поэтому отрадным, внушающим оптимизм и долгожданным явлением в общественной жизни страны стало для всех введение комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в учебный процесс общеобразовательных учреждений. Этот учебный курс, несомненно, приведёт к укреплению сотрудничества государства, школы, семьи, общественных и традиционных религиозных организаций, а также к нравственному оздоровлению общества. В качестве подведения нормативно-правовой базы под систематическое взаимодействие Церкви и государства в области духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения всеми сторонами была признана необходимость скорейшего заключения соглашения о сотрудничестве между Епархиями Башкортостанской митрополии и Министерством образования РБ. Подобное соглашение помогло бы на законном основании и в определенных соглашением формах участвовать церковным педагогам в подготовке педагогических кадров школ к преподаванию предметного модуля «Основы православной культуры» в рамках курса ОРКиСЭ. На Чтениях с сожалением было констатировано, что в Республике Башкортостан очень мало родителей выбрало курс «Основы православной культуры» для своих детей, учащихся 4-х классов. Обсудив причины этого явления, участники Чтений приняли решение просить «Региональную общественную организацию православных родителей и педагогов Республики Башкортостан» продолжить тесное сотрудничество с родительской общественностью с целью ознакомления с тем, как должен проходить выбор модуля, а также продолжить мониторинг введения этого курса в школах. В церковной среде признано необходимым проведение информационной и разъяснительной работы на уровне каждого прихода не только в период, когда в школах проходят выборы предмета в рамках ОРКиСЭ, но в течение всего года.

14 декабря 2012, Уфа