Доклад Архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона на I Табынских чтениях.

Официальная позиция Церкви по вопросу взаимоотношений с государством и светским обществом изложена в документе,  принятом на Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ в 2000 г., -  «Основах Социальной Концепции РПЦ». Это долгосрочная программа общественного служения Церкви, опирающаяся на православное богословское осмысление ее положения в плюралистическом секулярном обществе. В данном документе, в частности, говорится, что в современном мире государство обычно является светским и не связывает себя какими-либо религиозными обязательствами. Его сотрудничество с Церковью ограничено рядом областей и основано на взаимном невмешательстве в дела друг друга. Однако, как правило, государство сознает, что земное благоденствие немыслимо без соблюдения определенных нравственных норм – тех самых, которые необходимы и для вечного спасения человека. Поэтому задачи и деятельность Церкви и государства могут совпадать не только в достижении земной пользы, но и в осуществлении спасительной миссии Церкви.

Имея различную природу, Церковь и государство используют различные средства для достижения своих целей. Государство опирается в основном на материальную силу, включая силу принуждения, а также на соответствующие светские системы идей. Церковь же располагает религиозно-нравственными средствами для духовного руководства пасомыми и для приобретения новых чад.

Воплощение православного учения о «симфонии» духовной и государственной власти в современных исторических условиях Русская Православная Церковь видит в форме их взаимного сотрудничества и ответственности («соработничества») при полном равноправии и «невмешательстве в дела друг друга». Предлагаемая Церковью концепция «соработничества» включает в себя и прямую возможность, даже необходимость,  диалога с «органами государственной власти любых ветвей и уровней по вопросам, значимым для Церкви и общества, в том числе и в связи с выработкой соответствующих законов, подзаконных актов, распоряжений и решений, экономической деятельности «на пользу Церкви, государства и общества».

В свою очередь само содержание диалога светской и духовной властей формируется преимущественно посредством взаимодействия Церкви и государства в областях духовного, культурного, нравственного и патриотического образования и воспитания. Именно поэтому в перечне 16 областей такого соработничества с государством в нынешний исторический период в «Основах социальной концепции»  эти направления  выдвинуты на первые места.

Государство, в свою очередь, осознает, как это отражено в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ», что  «Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны … Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей». Осознание этого факта произошло в условиях смены ценностных ориентиров, когда нарушилось духовное единство общества, сменились жизненные приоритеты молодежи, произошло разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. Также в Концепции признано, что «в современных условиях без социально-педагогического партнерства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Для решения этой общенациональной задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнёрские отношения с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями».

Концепция опубликована в 2009 г., но еще с 90-х гг. факты такого партнерства Церкви, государства и школы имели место в 19 регионах РФ. В этих регионах на основе соглашений между епархиями и региональными  органами управления образованием велось преподавание предмета «Основы православной культуры». Преподавание осуществлялось строго на добровольных началах и вне сетки обязательных предметов.

Русская Православная Церковь провела значительную организационно-методическую, нормативно-правовую, разъяснительную работу с органами управления образованием всех уровней, участниками образовательного процесса в школах, с правящими архиереями и духовенством отделов религиозного образования епархий, с журналистами СМИ, чтобы преподавание Основ православной культуры в во всех регионах было успешным и изучение своей духовно-нравственной традиции стало реальным для всех российских школьников.

Исследование этого опыта показало, что данный предмет, являясь культурологическим, активно способствует воспитанию в детях нравственности, предотвращению межнациональных конфликтов и росту образовательного уровня учащихся. В июле 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и лидеры традиционных религий России направили послание Президенту Российской Федерации Д.А.Медведеву с просьбой «способствовать включению по выбору родителей учащихся общеобразовательных школ курса истории и культуры традиционных религий: православия, ислама, буддизма и иудаизма в качестве базовой учебной дисциплины». Эта инициатива была поддержана Президентом.

Сегодня в 21 регионе России идет эксперимент по преподаванию предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура», в рамках которого учащимся предлагается избрать изучение одной из традиционных религий либо светской этики.

С 2012 года будет начато повсеместное распространение преподавания Основ религиозной культуры и светской этики в общеобразовательных школах России. По мнению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, это закладывает «краеугольный камень в систему преемственной передачи подрастающим поколениям ключевых представлений о нашей национальной идентичности».

Церковь и региональные органы управления образованием в большинстве случаев активно сотрудничают в эксперименте. Создаются епархиальные комиссии для обеспечения апробации курса; были заключены договоры о сотрудничестве в рамках апробации курса между епархиями и местными органами управления образованием; обеспечено участие епархий в координационных советах по реализации проекта; Отделом религиозного образования и катехизации Московского Патриархата в экспериментальные регионы были направлены методические разработки, электронные конспекты пособий, видео- и аудиоматериалы; осуществляются совместные мероприятия епархиальных отделов религиозного образования с органами управления образованием в рамках эксперимента; проводится дополнительная подготовка и консультирование преподавателей предмета «Основы православной культуры»; ведется разъяснительная работа с родителями детей, участвующих в апробации. Главное – в рамках апробации комплексного курса начинается возрождение воспитательных традиций отечественного образования, что может в перспективе стать одним из наиболее результативных социальных и культурно-образовательных проектов России.

Конечно, не все регионы оказались в полной мере готовы к проведению апробации курса, иногда она идет методом проб и ошибок. Не все родители школьников смогли сознательно выбрать модуль комплексного курса из-за неосведомленности в содержании самих предметов. Иногда, как сказал Святейший Патриарх Кирилл во время своего визита в Екатеринбург, «родители четвероклассников выбирают для своих детей предмет «светская этика» вместо основ православной, мусульманской или иудейской культуры под давлением директоров школ, на которых, в свою очередь, давят местные власти».

Кроме того, Церковь считает свое участие (и соответственно других религиозных организаций) в подготовке педагогических кадров в регионах необходимым условием эффективности преподавания основ православной культуры. Преподавать «Основы православной культуры» должны люди, прошедшие аттестацию не только на соответствующих курсах, но и у Церкви. Это необходимо для того, чтобы преподавание совершалось как бы «изнутри» этой религиозной традиции, в идеале - её носителями, последователями. На религиозную жизнь определённой религиозной общины предлагается смотреть глазами самой этой общины, хранителей и носителей этой культуры. Только при таком образовательном подходе изучаемая религиозная традиция, культура предстает не только в роли объекта внешнего наблюдения и анализа (как, например, при изучении истории религий, «мировых религиозных культур»), но и в качестве ресурса развития личности учащегося, ребёнка. И упомянутая выше «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ», как научно – методическая основа Федерального государственного образовательного стандарта, дает такую возможность. Однако фактически конфессии, в том числе Русская Православная Церковь, не были приглашены для участия в работе с педагогами-тьюторами, которые затем продолжили и будут в течение ближайших двух лет продолжать подготовку учителей в регионах.

Поэтому Церкви еще предстоит вести переговоры с руководством Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования о заключении соглашения, в рамках которого должны быть обозначены конкретные формы нашего участия в подготовке педагогических кадров. Без такого соглашения, обеспечивающего участие Церкви в этом деле, не может быть и настоящих учителей православной культуры, равно как и других конфессиональных предметов.

Как видим, перечисленные проблемы в отношениях между Церковью и государством возникают потому, что эти отношения продолжают носить договорной характер и зависят от наличия соглашений между ними. Однако становится ясно, что мы уже не можем обойтись только лишь договорными отношениями, добрыми намерениями, взаимными уступками, «шагами навстречу» – одним словом, всем тем, что носит субъективный, а следовательно, временный и изменчивый характер.

Потребностью времени становится прочная нормативно-правовая основа взаимоотношений Церкви и государства в России. Как представляется, именно на такой правовой почве партнерские отношения Церкви и власти смогли бы развиваться вне зависимости от личного отношения того или иного чиновника к общим для Церкви и государства сферам соработничества в интересах общества. И мы надеемся, что диалог между религиозными организациями и государством, участниками которого мы с вами являемся, приведет в скором времени к появлению соответствующих законодательных инициатив.

Уважаемые гости, всечестные отцы, братья и сестры, поставленная перед нами общая цель духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России гораздо более важна и ответственна, чем решение обычных образовательных задач.  Если ошибки в организации преподавании обычных дисциплин приведут к тому, что ребенок не поступит в вуз, то здесь недочеты в формировании нравственного сознания ребенка чреваты тем, что он  может стать лицемером и циником. И жалко будет не потраченных средств и времени, а будущего страны, перед лицом которого, а самое главное, перед Богом нам всем давать ответ.