Резолюция МНПК «Взаимодействие Церкви, общества и государства в формировании системы защиты гр-н России от наркотической угрозы»

РЕЗОЛЮЦИЯ

  Межрегиональной научно-практической конференции

«Взаимодействие Церкви, общества и государства в формировании системы защиты граждан России от наркотической угрозы»

 (Уфа, 4-6 марта 2013 г.)

 

Обсудив ситуацию, сложившуюся в Российской Федерации и Республике Башкортостан  в связи с распространением наркомании, незаконным оборотом психотропных и наркосодержащих веществ, вопросы лечения и реабилитации наркозависимых, пути взаимодействия религиозных организаций, институтов гражданского общества и государства, предпринимательских сообществ, органов здравоохранения и образования по противодействию наркомании и формированию негативного отношения в обществе к наркозависимости и наркобизнесу, участники межрегиональной научно-практической конференции «Взаимодействие Церкви, общества и государства в формировании системы защиты граждан России от наркотической угрозы» отмечают  следующее:

В стране растут показатели распространения наркомании, сохраняются высокие темпы роста числа наркоманов, более 80% которых - потребители наиболее опасного наркотика – героина, особенно среди подростков от 14 до 17 лет и среди женщин; усиление тенденции взаимосвязи распространения наркотиков с другими видами уголовных преступлений; рост ВИЧ-инфицированных и т. д.  Наркотическая зависимость является серьезным фактором снижения рождаемости и приводит к повышению смертности в стране. Наркотики и алкоголь являются причиной распада семьи, социального сиротства, роста преступности и агрессивности в молодежной среде. Сложившаяся ситуация обусловлена не только экономическими и криминальными, но и духовными причинами, связанными с отходом от идеалов традиционных духовных ценностей. Отсутствует общественное признание того, что благополучие общества, его материальное богатство и экономическое процветание, здоровье нации состоит, прежде всего, в духовном, нравственном, культурном росте.  Следствием неблагоприятной ситуации является угроза резкого сокращения численности здорового трудоспособного населения, что наносит урон экономике, социальной стабильности, внутриполитическим процессам  в целом как России,  так и Республики Башкортостан.

В современных условиях, когда общественное мнение во многом формируется под влиянием теле- и радиопередач, публикаций в газетах и журналах, неизмеримо возрастает ответственность средств массовой информации перед обществом, их значение в деле создания в стране атмосферы гражданской ответственности за процессы развития России и Республики Башкортостан.  В то же время в  средствах массовой информации в недостаточном количестве присутствуют программы, рассказывающие о смертоносном итоге потребления наркотиков.

Традиционные религии народов России и Башкортостана имеют исторический опыт в воспитании духовности и нравственности гражданина Отчизны, в социальном попечении и реабилитации наркозависимых, в реализации социально значимых национальных проектов. Социальная деятельность религиозных организаций, осуществляемая в интересах охраны здоровья граждан, противодействия социальным порокам, нуждается в признании её значимости и всемерной поддержке со стороны государства и  общества. В связи с общенациональным характером рассматриваемых проблем необходима консолидация усилий государственных, религиозных, общественных организаций, всех конструктивных сил, противодействующих наркомании и наркобизнесу.

Участники межрегиональной научно-практической конференции «Взаимодействие церкви, общества и государства в формировании системы защиты граждан России от наркотической угрозы» обращаются с предложениями:

К Президентам и Главам  субъектов Российской Федерации

1. Объявить общенациональной задачей:

консолидацию усилий государственных, общественных и религиозных организаций в профилактике наркомании и противодействии наркобизнесу.

 К Парламентам субъектов Российской Федерации 

2. Разработать стратегический план законотворчества в целях реализации действенной государственной политики по противодействию наркомании и поддержки общественно-значимых программ социального служения общественных и религиозных организаций.

К Правительству субъектов Российской Федерации 

3. Интегрировать усилия всех соответствующих министерств и ведомств, комитетов и  агентств, митрополий и епархий  Русской Православной Церкви, Духовного управления мусульман РФ, национально-культурных центров, общественных организаций   как основу первичной профилактики наркотизации на территории Российской Федерации.

4.Предусмотреть комплекс законодательных и ведомственных мер по защите нравственности, сохранению отечественного культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм здорового образа жизни в сфере деятельности учреждений культуры и средств массовой информации, шире привлекать к этой работе представителей религиозных организаций.

К Министерствам  образования  и здравоохранения субъектов Российской Федерации 

5.При организации работы по профилактике наркомании в образовательных учреждениях отдавать приоритет компоненту духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, в том числе религиозной этике.

6.Работу по профилактике наркозависимости в системе образования выстраивать на основе профилактических программ, прошедших обязательную экспертизу в органах ФСКН РФ, Министерства образования и науки РФ и Министерства здравоохранения РФ.

 7. Включить в региональный компонент образовательных программ учебные предметы и курсы, направленные на приобщение школьников к общезначимым мировым ценностям, на противодействие асоциальному поведению.

  8. Реализацию просветительских программ с изучением основ религиозного мировоззрения  начинать с дошкольного возраста по утвержденным федеральным государственным требованиям и стандартам.

  9. Использовать возможности аттестационных комиссий для повышения требований к профессиональному образованию педагогических кадров в области государственной политики профилактики наркомании и предупреждения преступности, обеспечить своевременную переподготовку и повышение квалификации специалистов.

10.Расширить сеть центров реабилитации наркозависимых, учреждений профессионального образования для реабилитации и трудовой адаптации асоциальных групп населения, в том числе с химическими и алкогольными зависимостями. Разработать механизмы государственного заказа на данные виды деятельности религиозным организациям,  осуществляющим реабилитацию этих групп населения.

11.Обеспечить эффективную помощь сети центров психолого-педагогической коррекции и реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотиками.

12.В соответствии с  компетенцией выявлять  основные причины и условия, способствующие немедицинскому потреблению наркотиков и их незаконному обороту, и принимать незамедлительные  меры, направленные на их устранение.

К Министерствам  и Комитетам   молодёжной политики и спорта

 

13. В целях предотвращения вовлечения молодёжи в различные субкультурные и просектантские объединения деструктивного характера направить усилия на создание молодежных организаций с идеологией, основанной на духовно-нравственных ценностях, в том числе этике и культуре традиционных религий.

К Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств

14. В целях повышения эффективности межведомственного сотрудничества по противодействию незаконному обороту наркотиков расширить практику заключения договоров о сотрудничестве с  митрополиями и епархиями  Русской Православной Церкви, государственными  структурами, общественными  организациями  и др.

 К руководителям органов государственной власти и органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации 

15. Считать приоритетным  направлением своей деятельности обеспечение реализации комплекса мероприятий правового, политического, социально-психологического, экономического, медицинского, педагогического и иного характера, направленных на предупреждение причин и условий, способствующих возникновению наркомании.

К руководителям  средств массовой информации

16. На  телевидении, радио,  в других средствах массовой информации с учетом актуальных потребностей гражданского общества повышать эффективность информационно-пропагандистского обеспечения реализации государственной политики профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности, активную социальную рекламу и пропаганду здорового образа жизни.

17. Способствовать формированию в сотрудничестве с  государственными институтами общественного мнения, правосознания, повышения уровня осведомленности среди родителей, всего населения об опасностях, связанных с потреблением наркотиков.

18.Не допускать  распространения и разъяснения знаний, взглядов и аморальных и неэтичных принципов, направленных на разрушение и развращения личности, ухудшение психического здоровья, формирование в обществе, среди молодежи наркотического образа жизни и позитивного (нейтрального) отношения к немедицинскому потреблению наркотических средств и психотропных веществ.

К руководителям образовательных учреждений общего, среднего и  высшего  профессионального образования.

19. Обобщить накопленный в образовательных учреждениях различного типа положительный опыт профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности в молодёжной среде.

20.Осуществлять индивидуальную профилактическую работу с учащимися школ,   студентами ссузов и ВУЗов, пристрастившимися к курению табака, потреблению «насвая», пива, вина или крепких алкогольных напитков, направленную на недопущение насаждения наркотической субкультуры, незаконного потребления наркотиков и отказ от формирующихся вредных привычек.

 К Русской Православной Церкви:

 21.Православным средствам массовой информации шире освещать нравственные ценности семьи, греховности потребления наркотиков.

22. Расширить практику социального служения монастырей, приходов и иных церковных институтов во взаимодействии с государственными и муниципальными учреждениями в целях противодействия асоциальным явлениям в молодёжной среде.

К  лидерам традиционных религий

23. Поддержать обращение участников межрегиональной научно-практической конференции «Взаимодействие Церкви, общества и государства в формировании системы защиты граждан России от наркотической угрозы»  об объединении усилий по преодолению негативных тенденций в наркоситуации в России и ее регионах.